Как бизнесу работать с сотнями самозанятых

Как бизнесу работать с сотнями самозанятых

Выполнять задачи с помощью самозанятых обычно дешевле, чем с помощью штатных сотрудников или аутсорсеров — но важно учесть разные тонкости при сотрудничестве.

Если работать с самозанятыми неосторожно и без учёта нюансов, проверяющие органы могут переквалифицировать договор в трудовой. А из-за этого придётся доплатить НДФЛ и взносы со всей выплаченной суммы — и продолжать платить их с зарплаты. При этом чем больше у компании самозанятых, тем больше она привлекает внимания налоговой и трудинспекции, и тем дороже обойдётся оформление всех самозанятых в штат.

Какие существуют риски — и как их избежать

Мы выявили три основных риск-фактора.

Исполнитель может перестать быть самозанятым — тогда оплата ему проходит как физлицу без специального налогового статуса. А это значит, что компании придётся платить за него налоги и взносы.

Самозанятый исполнитель сам может отказаться от статуса в любой момент. А может потерять право на НПД — например, если получит более 2,4 млн рублей за календарный или попадётся на нарушении, за которое его лишат статуса.

Можно по незнанию составить договор ГПХ с признаками трудового. Даже добросовестные заказчики могут составить и заключить договор, по которому налоговая решит, что самозанятостью маскируют трудовые отношения. Тогда самозанятого придётся принять в штат.

Такое случается, если в договоре находят сразу несколько пунктов из этого списка:

    • исполнитель оказывает услуги организации дольше трёх месяцев подряд и ни с кем больше не сотрудничает;
    • исполнитель получает одинаковые суммы в одни и те же даты и они не зависят от объёма оказанных услуг;
    • исполнитель выполняет рабочие обязанности, а не оказывает конкретные услуги;
    • в договоре установлена «зарплата», а не чёткая оплата конкретных работ и услуг;
    • в договоре не указано, какие именно работы проводит исполнитель;
    • исполнитель обязан выполнять работы на территории заказчика;
    • исполнитель обязан соблюдать режим организации и подчиняться её распорядку или внутренним документам.

Отдельные пункты допустимы, если они обоснованы реальными потребностями бизнеса, а у заказчика есть доказательства сдельного характера работ. Однако, чем больше таких признаков, тем выше шанс, что у налоговой будут претензии, от которых не получится отбиться.

Бухгалтерия заказчика может проявить лишнюю инициативу, зайти в аккаунты самозанятых и сама всё оформить. Иногда бизнес привлекает неквалифицированных самозанятых, которым сложно разобраться с оформлением работ и услуг. Тогда бухгалтерия может зайти в аккаунты самозанятых, всё оформить и пробить чеки.

Фактически всё может обстоять честно и по закону — заказчик привлёк исполнителей, они действительно оказали услугу, а потом бухгалтерия просто помогла им с документами.

Однако налоговая видит эту ситуацию по-другому. Самозанятые по факту не самостоятельны, а оформление документов с одного и того же устройства подтверждает трудовые отношения.

Чтобы избежать этих рисков, нужно:

    • проверять статус самозанятого по ИНН перед каждой выплатой;
    • составить договор ГПХ без признаков трудового;
    • проинструктировать бухгалтерию не входить в чужие аккаунты.

А ещё этих проблем можно избежать с помощью платёжных сервисов — например, с нашим Qugo.

Мы:

    • автоматически проверяем статусы перед выплатами;
    • уже составили шаблон договора без признаков трудовых отношений;
    • сами проводим все выплаты и автоматически формируем корректные чеки.

Особенности бухгалтерии при работе с большим количеством самозанятых

Самая большая проблема в такой работе — организация документооборота и своевременное проведение платежей.

Чтобы сотрудничать с самозанятым, нужно выполнить поэтапно следующие шаги:

    • проверить статус плательщика НПД у исполнителя;
    • корректно составить договор;
    • по каждой оказанной услуге вовремя оформить акты;
    • оплатить услуги исполнителя, предварительно проверив, не пропал ли статус;
    • получить корректные чеки.

В работе с тремя-пятью самозанятыми это достаточно легко. А вот если компания реализует масштабный проект, которому нужны десятки мелких подрядчиков, бухгалтерии точно будет сложно обработать и закрыть всё.

Хотите работать с большим количеством исполнителей?
Узнайте, как заключить договор сразу со всеми

Как сервисы упрощают процессы работы с самозанятыми

Сервисы для работы с самозанятыми сильно упрощают работу за счёт автоматизации. Наш Qugo — один из таких сервисов. Вот что мы предлагаем компаниям, которым нужно работать с большим количеством самозанятых:

    • в сервисе есть типовой договор без признаков трудовых отношений;
    • автоматически проверяется статус самозанятых перед заключением договора и каждой выплатой;
    • автоматически формируются акты.
    • автоматически формируются корректные чеки.

За счёт автоматизации упростится вся рутинная работа, а для бухгалтерии и кадровой службы процесс станет в разы проще. При этом риски будут ниже — договоры составлены с учётом чужих ошибок, платит заказчик только нашей компании (а не множеству самозанятых), и вдобавок мы контролируем корректность всех закрывающих документов.

Также мы следим за уплатой налога самозанятых — удерживаем его сами с каждого платежа и направляем в налоговую.

Итоги

Работа с самозанятым выгодней для компании, чем сотрудничество с физлицом по договору ГПХ. Важно правильно вести документооборот и организовывать сотрудничество таким образом, чтобы налоговая не нашла в нём признаков трудовых отношений. Работа с самозанятым требует соблюдать ряд правил, нарушение которых может повлечь штраф. Автоматизировать рутинные операции и снизить нагрузку на бухгалтера и кадровую службу можно при помощи специальных сервисов для работы с самозанятыми.

Поставьте оценку этой статье

5 / 5. Оценок: 4

guest
3 комментария
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Полезное для бизнеса:
Калькулятор затрат на ФОТ
Рассчитать
Вопросы и ответы
Узнать больше
Вебинары для бизнеса
Посмотреть