Согласно действующему российскому законодательству, работодатель вправе выплачивать заработную плату своим сотрудникам как наличными из кассы, так и переводом на счёт или банковскую карту. При этом сотрудничество с нерезидентами создаёт для предпринимателей определённые трудности. Некорректно проведённая выплата ЗП нерезиденту (или гонорара за разовые услуги по гражданско-правовому договору) может стать причиной штрафов и судебных разбирательств с налоговой службой.
Возможна ли выплата зарплаты нерезиденту через кассу? Какие ограничения существуют для расчётов с мигрантами? Кто такие налоговые нерезиденты и как оплачивать их услуги?
Давайте разбираться.
Кто такие нерезиденты
Нерезидентами принято считать иностранных граждан, которые временно проживают в стране. Такие иностранцы не имеют вида на жительство в России, но могут здесь работать и даже иметь статус самозанятых, если это позволяет законодательство их родной страны.
При этом не все иностранцы считаются нерезидентами. Есть мигранты, которые на постоянной основе проживают в России и имеют вид на жительство. Такие иностранцы обладают статусом налоговых резидентов РФ.
Существует ещё одна категория нерезидентов. Это налоговые нерезиденты. К данной категории относятся не только иностранцы без вида на жительство, но и граждане России, которые живут и работают за границей. Такие исполнители не утратили гражданства РФ и могут оказывать услуги любым российским компаниям по договору ГПХ (гражданско-правового характера).
Как производится оплата услуг нерезидентов
Заработная плата иностранному работнику должна переводиться на банковскую карту или на счёт в банке. Такие требования устанавливает российское законодательство (Федеральный закон №173-ФЗ от 10.12.2003 года). Дело в том, что мигрант, не имеющий вида на жительство, считается в нашей стране валютным нерезидентом, а предприятие, нанявшее иностранца, наоборот, является валютным резидентом. Таким образом, юридическое лицо является резидентом по закону и не имеет права передавать наличную национальную валюту физлицу-нерезиденту. По этой причине оплата труда мигранта должна производиться безналичным способом, через банковскую систему.
Это же требование актуально и при сотрудничестве по договору ГПХ с налоговым нерезидентом. Услуги исполнителя, который живёт и работает за рубежом и выполняет задачи для российских компаний, могут оплачиваться исключительно безналичным способом (на банковский счёт или карту), в российских рублях.
Выплаты нерезидентам: наличными или на карту
Любые платежи нерезидентам рассматриваются налоговой службой как валютные операции. Соответственно, любые расчёты с работниками-нерезидентами (штатными сотрудниками или независимыми исполнителями, работающими по договору ГПХ) также являются валютными операциями. Такие выплаты не могут проводиться наличными. Работодатель или заказчик услуг должен проводить расчёты с нерезидентами только через банк. Таковы требования действующего законодательства.
Выдача заработной платы нерезиденту наличными будет расценена налоговой службой как незаконная валютная операция, которая обернётся для предпринимателя штрафными санкциями. Причём это касается не только выплат ЗП штатным сотрудникам. Перечисление вознаграждения независимым исполнителям-нерезидентам (как иностранцам, так и гражданам РФ со статусом налоговых нерезидентов) также должно осуществляться на банковский счёт или карту.
Иначе у заказчика услуг самозанятого исполнителя-нерезидента также будут неприятности с налоговой службой. Штрафные санкции для работодателя или заказчика услуг могут составить от 75% до 100% от суммы выплаты.
В какой валюте платить
Согласно законодательству (ст.131 Трудового кодекса), работодатель может выплачивать заработную плату работникам только в национальной валюте. Наличные и безналичные выплаты должны производиться исключительно в рублях. При этом валютное законодательство России делает некоторые исключения, позволяя в отдельных случаях выплачивать зарплату в иностранной валюте (Федеральный закон №173-ФЗ от 10.12.2003 года).
Причиной выплаты заработной платы в иностранной валюте может быть одно из обстоятельств:
- временное или постоянное нахождение за рубежом с целью выполнения обязанностей, которые указаны в трудовом договоре;
- работа сотрудника в консульствах или дипмиссиях России за пределами страны;
- отправка специалиста за границу (органами власти) для выполнения оперативных рабочих задач.
Даже в исключительных случаях заработная плата должна начисляться в рублях и только потом переводиться на счёт в валюте.
При перечислении денег на счёт работнику-нерезиденту важно помнить, что это валютная операция, которая имеет собственный код (отличный от кода операций для перевода зарплаты работникам-резидентам). Код валютной операции при оплате услуг нерезиденту — 70060. Назначение платежа в данном случае будет иметь следующий вид: {70060} Заработная плата за сентябрь 2023 года.
Как оформить выплаты для самозанятых исполнителей-нерезидентов
Для проведения выплат самозанятым нерезидентам заказчику услуг нужно будет в назначении платежа обязательно указывать КВО (код валютной операции), например: 21200 — оплата за оказанные услуги.
При сумме контракта более 600 тысяч рублей заказчику нужно будет указать договор ГПХ, по которому самозанятым нерезидентом были оказаны услуги. Это важно для корректного прохождения валютного контроля.
Грамотный подход к вопросам оплаты услуг нерезидентов поможет бизнесу избежать нежелательных штрафов и судебных споров с ФНС.
На что обратить внимание при работе с самозанятыми-нерезидентами
При работе с самозанятыми-нерезидентами важно учитывать следующие особенности:
- сроки действия миграционной карты и других обязательных документов для граждан Украины и стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза): Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии;
- необходимость подачи в МВД уведомления о заключении и расторжении договора с самозанятым исполнителем-нерезидентом из Украины или стран ЕАЭС (несоблюдение этого требования законодательства может обернуться проблемами);
- языковой барьер (самозанятые-нерезиденты могут не разговаривать по-русски или плохо владеть русским языком), из-за этого фактора могут возникнуть трудности при регистрации исполнителей в государственных структурах;
- наличие или отсутствие статуса плательщика НПД (налога на профессиональный доход), без которого невозможно сотрудничество с самозанятыми исполнителями.
Могут возникнуть также дополнительные трудности. Например, сложность подписания гражданско-правового договора между заказчиком и самозанятым-нерезидентом, если они находятся в разных городах или странах. Позже понадобится подписывать и акты оказанных услуг.
Заказчики услуг могут упростить сотрудничество с внештатными исполнителями-нерезидентами и автоматизировать следующие процессы:
- заключение договоров ГПХ;
- проверку статуса самозанятого;
- проверку сроков действия обязательных документов;
- подачу документов в государственные структуры;
- процесс постановки задач исполнителю;
- подписание актов оказанных услуг.
При небольшом количестве внештатных исполнителей все процессы могут выполняться штатными сотрудниками предприятия (например, бухгалтером, HR-специалистом и так далее). Если же предприниматели часто привлекают к сотрудничеству независимых исполнителей или нуждаются в большом количестве внештатных специалистов, то нужен другой подход. Более удобным и безопасным форматом работы с самозанятыми исполнителями станет сотрудничество через специальную платформу-агрегатор, аккредитованную ФНС. Использование современных сервисов позволит бизнесу упростить работу с самозанятыми-нерезидентами, автоматизировать документооборот и избежать неприятностей с налоговой службой.