Какая отчётность по самозанятым нужна от бизнеса

Отчётность по самозанятым

Сотрудничество с самозанятыми исполнителями довольно выгодно для бизнеса, так как за услуги плательщиков НПД (налога на профессиональный доход) не нужно уплачивать ни НДФЛ, ни страховые взносы, а оплата производится исключительно за результат. Но расчёты с самозанятыми требуют не только проводки в бухучёте, но и предоставления соответствующей отчётности в ФНС и СФР.

Какие документы должны сдавать юридические лица и ИП для отчёта по взаимодействию с независимыми исполнителями? Требуется ли предоставление отчётности от самих плательщиков НПД (нужно ли подавать декларацию о доходах самозанятым)?

Давайте разбираться.

Коротко о главном

Организациям и ИП нужно вносить данные по самозанятым в двух типах отчётности:

  • отчётность со сведениями о расходах;
  • отчётность со сведениями об уплате страховых взносов (когда платёж прошёл не по самозанятости — например, из-за лишения статуса или превышения лимита дохода).

При подаче документов по расходам важно, чтобы расходы на самозанятых были экономически целесообразны — то есть они должны идти на пользу бизнесу. Для бизнеса на УСН и ЕСХН важно, чтобы уплаченные суммы указали в закрытом списке затрат. Также нужен чек. А в идеале — ещё договор и акт.

Документооборот юрлиц и ИП: зачем нужна налоговая отчётность?

Юридические лица и ИП должны регулярно подавать отчётность в Федеральную налоговую службу (ФНС). Указанные в отчётности сведения раскрывают информацию о доходах бизнеса, уплаченных налогах и страховых взносах. Причём отсутствие прибыли, простой в работе бизнеса и даже полное отсутствие хозяйственной деятельности не освобождают предпринимателей от сдачи отчётов (ст.119 Налогового кодекса РФ). В этих случаях бизнес сдаёт нулевые декларации и не проводит налоговые исчисления.

Налоговой отчётностью считаются следующие документы: 

  • налоговые декларации;
  • расчёты и прочие отчёты, которые составляются для исчисления и дальнейшей уплаты налогов;
  • уведомления, адресованные ФНС.

Какую именно отчётность необходимо сдавать юридическим лицам и ИП? Всё зависит от вида деятельности бизнеса, характера проводимых сделок и выбранного налогового режима.

На каких режимах нужно вести отчётность?

Отчётность в налоговую сдают юридические лица и ИП, которые используют следующие системы налогообложения: 

  • УСН (упрощённая система налогообложения). Нужно сдавать только декларацию УСН.
  • ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). В ФНС необходимо подать декларацию по ЕСХН.
  • АУСН (автоматизированная упрощённая система налогообложения). Помимо формы ЕФС-1, бизнес отчитывается за импорт товаров из ЕАЭС (если он есть) и подаёт декларацию по ввозному НДС.
  • ОСНО (общая система налогообложения). Потребуется отчётность по НДС, земельному, транспортному или водному налогам, а также по форме 3-НДФЛ.
  • ПСН (патентная система налогообложения). Если бизнес работает по патенту, то юрлицам или ИП потребуется сдать персонифицированные сведения, а также отчёты по формам ЕФС-1, РСФ и 6-НДФЛ.

Кто ведёт налоговую отчётность?

Обычно налоговой отчётностью занимается бухгалтерия. Если бизнесу накладно иметь в штате бухгалтера, ведение бухучёта передаётся на аутсорсинг. Юрлица и ИП могут заключить договор с фирмой, которая предоставляет услуги профессионального сопровождения.

Нередко индивидуальные предприниматели занимаются самостоятельно ведением бухгалтерского учёта и составлением налоговой отчётности. В этом случае важно соблюдать сроки подачи документов, вести документооборот и сохранять не только отчётность, но и всю документацию, связанную с деятельностью ИП (договоры с контрагентами, чеки, акты о выполненных работах и т.д.). Архив должен сохраняться как минимум несколько лет – документы могут понадобиться, если налоговая служба инициирует проверку бизнеса.

Виды отчётных документов

Юридические лица и ИП должны своевременно сдавать отчётные документы в ФНС и СФР (Социальный фонд России). Бизнесу также необходимо отражать самозанятых в своей отчётности. При этом перечень документов для различных форм бизнеса будет отличаться (в зависимости от вида деятельности и системы налогообложения).

К обязательным видам отчётности, сдаваемой в ФНС и СФР, относятся следующие виды документов: 

  • Декларация. Для разных систем налогообложения требуются декларации по УСН, ЕСХН, а также по НДС и 3-НДФЛ.
  • Форма 6-НДФЛ.
  • Уведомление об уменьшении налога на патенте.
  • Персонифицированные сведения о физических лицах.
  • Расчёт по страховым взносам.
  • Форма ЕФС-1 (сдаётся в СФР).

Декларирование доходов: можно ли указывать затраты на услуги самозанятых?

Согласно законодательству (ст.264 Налогового кодекса РФ, а также письму Минфина №03-03-06/1/63730 от 22.07.2020), расходы бизнеса на услуги самозанятых могут быть отражены в следующих налоговых декларациях: 

  • по налогу на прибыль;
  • УСН «доходы минус расходы»;
  • ЕСХН;
  • 3-НДФЛ.

Юридические лица и ИП не смогут указать в налоговой декларации свои затраты на услуги независимых исполнителей, если такие расходы не будут соответствовать следующим критериям: 

Нужно ли указывать выплаты самозанятым в отчёте 6-НДФЛ?

Юридические лица не указывают выплаты независимым исполнителям в отчёте 6-НДФЛ. Такое право предусмотрено законодательством (Федеральным законом №422-ФЗ от 27.11.2018, а также официальным письмом ФНС №КВ-4-20/11364@ от 12.08.2012). Это связано с тем, что самозанятые не платят НДФЛ. Соответственно, заказчик, который заключил договор гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиком НПД, не является налоговым агентом для независимого исполнителя, не осуществляет за него выплаты в госбюджет и не предоставляет отчётность о доходах, полученных физическими лицами.

Нужно ли юрлицам и ИП сдавать персонифицированные сведения о самозанятых исполнителях?

Юридические лица и ИП (кроме тех, кто пользуется АУСН) должны до 25 числа каждого месяца сдавать в ФНС персонифицированные сведения о физических лицах (по классификатору налоговых документов этот отчёт имеет код 1151162). Новая форма отчётности обязательна с 2023 года. Данный отчёт содержит сведения о сотрудниках, которые работают у юрлица или ИП (в том числе исполнители, оформленные по гражданско-правовому договору). Форма нужна для корректного назначения социальных выплат и пособий сотрудникам предприятия или ИП (ФНС передаёт соответствующие данные в СФР).

При этом бизнесу не нужно сдавать персонифицированные сведения о самозанятых исполнителях. В этом отчёте подаются данные исключительно о застрахованных сотрудниках. Независимые исполнители не имеют с заказчиками трудовых отношений и, соответственно, юрлица и ИП не перечисляют за них страховые взносы.

Расчеты по страховым взносам

Расчёт по страховым взносам

Расчёт по страховым взносам не содержит сведений о самозанятых исполнителях. Юридические лица и ИП заказывают у самозанятых исполнителей разовые услуги или заключают с ними договор ГПХ на выполнение определённого проекта. Заказчики лишь оплачивают услуги плательщиков НПД и не принимают их в штат, не выплачивают за них страховые взносы в СФР и не указывают самозанятых исполнителей в расчёте по страховым взносам.

Отчёт ЕФС-1 при сотрудничестве с самозанятыми исполнителями

Единая форма сведений (ЕФС-1) составляется для СФР и содержит следующие сведения: 

  • данные о трудовой, проектной или иной деятельности физических лиц, которые работают в штате предприятия или сотрудничают с юрлицом по гражданско-правовому договору (кроме плательщиков НПД);
  • сведения о страховом стаже сотрудников предприятия;
  • информацию о заработной плате персонала, а также данные о дополнительных страховых взносах, перечисляемых юридическим лицом на накопительную пенсию сотрудников;
  • данные о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное социальное страхование персонала (выплаты на случай профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве).

Форму ЕФС-1 не требуется заполнять ни при заключении договора ГПХ с самозанятым, ни при прекращении действия этого документа. Это связано с тем, что при оформлении гражданско-правового соглашения плательщика НПД не будут считать застрахованным по общему пенсионному страхованию.

Самозанятые указываются в отчёте ЕФС-1 в случаях, когда независимые исполнители не выдали чек заказчику, утратили в процессе сотрудничества статус плательщика НПД и т.д. При таких обстоятельствах заказчик услуг самозанятого должен будет уплатить за него страховые взносы и отобразить эту информацию в отчётности.

Когда передавать данные о самозанятых исполнителях?

Юридическое лицо или ИП передаёт данные о самозанятых исполнителях в следующих случаях: 

  • Самозанятый нарушил обязательства и не выдал чек об оплате.
  • Исполнитель утратил статус плательщика НПД до окончания действия гражданско-правового договора. В этом случае заказчик должен будет уплатить за исполнителя НДФЛ и страховые взносы и внести сведения в отчётность.
  • Выплаты исполнителю не облагаются НПД. Такое возможно, если ранее исполнитель был штатным сотрудником заказчика (менее 2 лет назад).

Какую отчётность сдаёт самозанятый?

Как отчитываться самозанятым? Специальный налоговый статус позволяет исполнителям этого не делать. По сути, отчётность самозанятых в налоговую службу поступает автоматически через мобильное приложение «Мой налог». Сервис самостоятельно учитывает доходы плательщика НПД (по выданным им чекам) и отправляет сведения в ФНС.

Итоги

Своевременная сдача отчётности в  ФНС и СФР позволит бизнесу избежать осложнений со стороны контролирующих органов. При сотрудничестве с самозанятыми юридические лица и ИП могут не заполнять формы, установленные законодательством для учёта штатного персонала и перечисленных за них страховых взносов и налоговых отчислений.

Но важно контролировать наличие договоров ГПХ, чеков об оплате услуг самозанятых и подписанных актов выполненных работ, а также проверять наличие у исполнителей статуса плательщика НПД. При несоблюдении этих требований сотрудничество с самозанятыми исполнителями будет рассматриваться ФНС как найм физлиц без специального налогового статуса (за которых нужно сдавать отчётность).

Современные сервисы дают возможность проверять статус самозанятых в автоматическом режиме. Такие платформы как Qugo позволяют автоматизировать документооборот и хранить в архиве документы, необходимые при сотрудничестве с плательщиками НПД. Такие меры помогают бизнесу меньше времени тратить на рутину и больше внимания уделять актуальным рабочим процессам.

Поставьте оценку этой статье

5 / 5. Оценок: 456

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Читайте также:
Полезное для бизнеса:
Калькулятор затрат на ФОТ
Рассчитать
Вопросы и ответы
Узнать больше
Вебинары для бизнеса
Посмотреть