Компании не всегда выгодно привлекать персонал в штат. Одно из самых популярных решений — аутсорсинг. Разбираемся, что это такое, в каких ситуациях выгоден, и какие у этого решения есть плюсы и минусы.
Что такое аутсорсинг — и для чего он нужен
Аутсорсингом называют передачу непрофильных задач бизнеса сторонней компании. Задачи при этом носят постоянный характер.
Это выгодно, когда компания не может оптимизировать какой-то процесс или у неё нет задач, которые обеспечат нужную нагрузку штатному персоналу.
Через аутсорсинг можно заказать что угодно: SMM-продвижение, клининг, подготовку бухгалтерской отчётности, создание и администрирование сайта…
Все обязанности по официальному трудоустройству сотрудников ложатся на организацию-исполнителя. Заказчик лишь выбирает услугу и оплачивает её выполнение, никакой ответственности за персонал он не несёт.
Виды аутсорсинга
По объёму задач можно выделить такие формы аутсорсинга:
-
- Полный: организация или специалист полностью берут на себя выделенный бизнес-процесс — например, ведение бухотчётности.
- Выборочный: делегируется часть функций, остальное выполняет штатный специалист — например, аутсорсер готовит отчёты для налоговой.
- Формат консультаций: заказчик обращается к аутсорсинговой компании за ответами на вопросы, при этом работу выполняет самостоятельно.
По типу исполнения возможны такие варианты менеджмента:
-
- Компания заключает договор с подрядчиком и полностью передаёт ему все процессы.
- В штате есть специалист, в должностные обязанности которого входят поиск подрядчика, постановка задач, контроль их исполнения.
- Руководитель лично нанимает аутсорсера для каждой конкретной задачи и контролирует качество исполнения.
По функциям выделяют такие виды аутсорсинга:
-
- бухгалтерский — внешние специалисты ведут бухучёт, рассчитывают зарплату, налоги, социальные взносы;
- производственный — сторонней организации передаются отдельные этапы производства;
- юридический — сторонние исполнители готовят договоры, защищают интересы компании в суде;
- логистический — оператор предоставляет транспорт, планирует маршруты;
- IT-аутсорсинг — решение всех вопросов, связанных с созданием, обслуживанием и модернизацией IT-инфраструктуры;
- кадровый — направлен на подбор и обучение персонала, решение проблем, связанных с адаптацией новых сотрудников к рабочим местам.
Есть и множество других — но эти, пожалуй, популярнее остальных.
Преимущества аутсорсинга для бизнеса
Важно помнить, что аутсорсинг — не панацея, но у него и правда много выгод.
-
- Задачи выполняют высококлассные специалисты. Не все могут позволить себе их в штате.
- Легко сэкономить. «Своему» сотруднику приходится платить независимо от количества работы — а вот аутсорсеры берут деньги по факту оказания услуг. И найти аутсорсера проще и дешевле, чем нового сотрудника — и при этом его не нужно обучать.
- Проще сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах и масштабировать бизнес.
- Можно дольше сохранять статус малого предприятия.
- Меньше нагрузки на кадровиков.
Недостатки аутсорсинга
Ключевой недостаток аутсорсинга — риск утечки информации. Также к недостаткам аутсорсинга можно отнести:
-
- зависимость от внешнего исполнителя (риск отказа от выполнения обязательств, банкротство или возникновение другой форс-мажорной ситуации);
- сложность контроля и непрозрачность бизнес-процессов;
- риск получить некачественную услугу.
А ещё аутсорсинг эффективен только при условии грамотного делегирования.
Для примера возьмём производителя одежды. У него есть разные сферы деятельности, и делегирование в них даёт разный уровень риска и разный уровень выгоды.
Для производителя рискованно делегировать пошив — он не сможет контролировать процессы и минимизировать брак. При этом фабрика по пошиву на аутсорсе может долго исправлять свои ошибки, а в худшем случае может и украсть лекала. Выгоды здесь сомнительны, а риски высоки.
При этом доставку производитель может делегировать, а может делать сам. Здесь всё зависит от размера производства, стоимости штатных работников и стоимости услуг по доставке товаров. Выгоды и риски привязаны к конкретной ситуации конкретного бизнеса.
А есть сложные непрофильные сферы — и в них есть смысл довериться аутсорсеру. Например, в бухгалтерии подходящие кадры с нужным опытом стоят дорого, а нагрузка при работе на небольшого производителя у них будет низкой. Здесь бухгалтерия на аутсорсе даст много выгод.
Итоги
Аутсорсинг — это передача части бизнес-процессов сторонним исполнителям.
Делегировать можно любые непрофильные для бизнеса задачи. В зависимости от бизнеса это могут быть подбор персонала, IT-сопровождение, SMM-маркетинг, решение юридических вопросов и что угодно ещё. Лишь бы существовала компания, которая предоставит такую услугу.
С применением аутсорсинга компании проще сосредоточиться на приоритетных направлениях. Но эффективность аутсорсинга зависит от того, какие именно задачи вы ему делегируете, и насколько хорошего подрядчика наймёте.