Заказчик может попросить у самозанятого подтвердить налоговый статус документально. Обычно документы запрашивают ИП и юрлица, чтобы избежать проблем с ФНС (Федеральной налоговой службой).
Как подтвердить статус самозанятого? И могут ли заказчики самостоятельно проверять наличие у исполнителя специального налогового статуса? Давайте разбираться.
Какой документ подтверждает статус самозанятого
Для подтверждения статуса используют справку о постановке физлица на налоговый учёт. Эта справка выдаётся по форме КНД 1122035. Её можно получить в сервисах налоговой службы. Для подтверждения статуса используют справку, которая выдана на день запроса — так исполнитель не сможет отправить документ с устаревшими данными.
Самозанятый не сможет получить такую справку, если утратит статус плательщика НПД или добровольно снимется с такого налогового режима. Обычно это происходит при нарушении требований № 422-ФЗ от 27.11.2018. В таком случае исполнитель теряет право пользоваться преимуществами специального налогового режима.
Как получить справку для подтверждения статуса самозанятого
Можно использовать мобильное приложение «Мой налог» или личный кабинет плательщика НПД на официальном сайте налоговой службы.
И в приложении, и на сайте можно сэкономить время и удалённо получить справку о наличии статуса плательщика НПД. В этом же разделе можно получить справку о доходах (с ней самозанятому проще будет получить кредит в банке или пособия).
Для получения формы КНД 1122035 в «Моём налоге» надо:
-
- Зайти в мобильное приложение «Мой налог».
- Открыть раздел «Прочее».
- Выбрать пункт «Справки».
- Выбрать вид справки — нам нужна справка о постановке на учёт в качестве плательщика НПД.
- Выбрать текущий год.
- Нажать «Сформировать справку».
- Приложение автоматически сформирует документ, который будет содержать все нужные сведения.
Получившуюся справку можно направить на электронный адрес или в мессенджерах, а можно распечатать на бумаге.
Справку по форме КНД 1122035 можно получить через личный кабинет плательщика НПД на официальном сайте ФНС. Алгоритм действий похож — нужно:
-
- Зайти в личный кабинет плательщика НПД.
- Найти раздел «Настройки».
- Выбрать подраздел «Справки».
- Выбрать справку о постановке на учёт в качестве плательщика НПД и нажать «Сформировать».
- Справка будет сформирована автоматически.
В справке о постановке на налоговый учёт (в качестве плательщика НПД) будут отражаться такие сведения:
-
- личные данные самозанятого (ФИО и ИНН налогоплательщика);
- паспортные данные;
- адрес места жительства или места регистрации самозанятого;
- информация о постановке на учёт (дата, статус).
Справка из сервиса «Мой налог» считается официальным документом. При этом самозанятому не нужно обращаться в ФНС, чтобы поставить на этой справке подписи и печати. Документ имеет юридическую силу, поскольку подписан уникальной электронной подписью государственного налогового органа.
Какие документы нужны физлицу от самозанятого
Самозанятый может сотрудничать с физическими лицами на основании договоров ГПХ (гражданско-правового характера). Причём сделки до 10 тысяч рублей можно проводить без договора: закон это разрешает. Основание — ст. 159 ГК РФ.
Единственный документ, который самозанятый исполнитель обязан выдать заказчику-физлицу — это чек об оплате. Плательщик налога на профессиональный доход формирует чек в мобильном приложении «Мой налог» (или в банковском сервисе для самозанятых). На основании выданных чеков определяется доход самозанятого и рассчитывается налогооблагаемая база.
В чеке должна быть корректно указана следующая информация:
-
- дата проведения чека;
- наименование товаров или услуг;
- сумма;
- данные о покупателе;
Также приложение автоматически укажет:
-
- номер чека;
- режим налогообложения (НПД);
- данные об исполнителе (ФИО самозанятого и его ИНН);
- QR-код (даёт возможность проверить актуальность чека через сайт ФНС).
Какие документы нужны юрлицу от самозанятого
Юридические лица и ИП отчитываются по бухгалтерии и налогам — им одного чека об оплате будет недостаточно.
Заключите договор ГПХ. Чтобы составить соглашение, самозанятому нужно предоставить заказчику следующие документы:
-
- скан-копии страниц паспорта (лицевой и с данными о прописке);
- копию ИНН;
- справку о постановке на налоговый учёт в качестве самозанятого.
В первую очередь заказчикам нужны договор ГПХ и чек об оплате, но помимо них юрлица или ИП могут запросить у независимого исполнителя и другие документы.
Счёт на оплату. Иногда заказчики просят счёт, чтобы бухгалтерии компании было проще провести оплату для самозанятого исполнителя. Для плательщика налога на профдоход счёт на оплату — не обязательный документ. Он нужен только заказчикам. В спорных ситуациях с ФНС юрлица и ИП также используют счёт от самозанятого как ещё одно подтверждение своих расходов на услуги независимого исполнителя.
Акт об оказании услуг (выполненных работ). Этот документ относится к обязательным, он подписывается заказчиком и исполнителем в конце сделки. Акт подтверждает, что заказ был выполнен, при этом была проведена проверка качества услуги (или продукции, которую изготовил самозанятый) и заказчик не имеет претензий к исполнителю.
Отказное письмо. Этот документ — подтверждение того, что продукция самозанятого не нуждается в сертификации. Отказное письмо нужно в том случае, если самозанятый продаёт товары собственного производства на маркетплейсах.
Исполнитель не обязан предоставлять юрлицам эти документы (по закону № 422-ФЗ, самозанятый обязан только выдать заказчику чек). Если их не выдать, штрафов не будет — но самозанятый может потерять клиентов, ведь для заказчиков эти документы важны. Мы рекомендуем пойти на уступки и подготовить для заказчика нужные ему документы.
Должен ли самозанятый подтвердить свою квалификацию
Это не обязательно для плательщика НПД, но может быть важно для его заказчика.
Например, в бьюти-сфере принято повышать квалификацию и получать новые сертификаты. А у репетитора могут попросить диплом о педагогическом образовании.
В определённых сферах заказчик может запросить у самозанятого документы, но закон это не регулирует.
Где можно проверить статус самозанятого
Юридические лица и ИП могут сами проверить статус исполнителя. Для этого достаточно знать ИНН самозанятого.
Чтобы проверить статус, надо:
-
- Зайти на сайт ФНС.
- Ввести ИНН плательщика налога на профессиональный доход.
- Уточнить, на какую дату нужно знать актуальный статус самозанятого.
Не обязательно заниматься подобными проверками самостоятельно. Мы в сервисе Qugo автоматически проверяем статус самозанятого перед заключением договора и перед каждой выплатой, чтобы защитить заказчиков от штрафов.
Если вы сотрудничаете с несколькими самозанятыми и регулярно переводите им вознаграждения, с нами вы сможете облегчить и автоматизировать процесс сотрудничества.
Заключение
Статус самозанятого легко подтвердить с помощью мобильного приложения «Мой налог». Справка из этого приложения подтверждает статус плательщика НПД и может использоваться юридическими лицами и ИП для разрешения спорных ситуаций с ФНС. Заказчики услуг самозанятого могут также самостоятельно проверить статус исполнителя перед заключением договора ГПХ или перед выплатой вознаграждения.