Привлечение к работе самозанятых — удобный способ решения кадровых вопросов для бизнеса. В качестве внештатных исполнителей юрлица или ИП могут привлекать квалифицированных специалистов (для выполнения разовых проектов или сезонных работ) и тем самым эффективнее использовать ресурсы, выделенные под проект.
Важным аспектом при таком сотрудничестве становится оплата услуг исполнителя. Как платить самозанятому? Нужен ли счёт на оплату от самого исполнителя? И может ли юридическое лицо оплатить услуги самозанятого с расчётного счёта?
Давайте разбираться.
Какие варианты оплаты самозанятому доступны по закону?
Для оплаты самозанятым юридические лица и ИП могут использовать такие варианты, как:
- Безналичная оплата. Вы сможете оплатить услуги самозанятого исполнителя, отправив деньги на счёт исполнителя в банке или банковскую карту.
- Оплата наличными. Юрлица или ИП могут выдать самозанятому наличные деньги из кассы. Такой вид оплаты также допустим.
- Через онлайн-платформы. Заказчик может оформить заказ на услуги через платформы-агрегаторы и оплатить его в онлайн-режиме по договору оферты (оплата услуг подразумевает согласие с условиями договора и его автоматическое заключение).
В подтверждение проведённой оплаты самозанятый должен будет выдать заказчику чек. При взаимодействии с юрлицами и ИП в чеке обязательно должен быть указан ИНН плательщика. В противном случае налоговая не примет такой документ и чек нужно будет проводить заново.
Нужен ли счёт на оплату услуги самозанятого?
При оплате услуг самозанятого счёт не является обязательным документом. Но зачастую этот платёжный документ важен для бухгалтерии заказчика услуг. Счёт может быть нужен для того, чтобы бухгалтерия смогла корректно провести выплату гонорара внештатному исполнителю.
Как выставить счёт самозанятому (юрлицу на оплату), чтобы такой документ был принят бухгалтерией и не вызвал впоследствии вопросов у сотрудников ФНС? Исполнитель может выставить счёт заказчику в «Мой налог» (вкладка «Новая продажа», далее действовать согласно инструкции в приложении). Обычно самозанятые знают, как составлять такой документ. Задача заказчика — проверить правильность данных.
Самое главное — в счёте должны быть реквизиты не только исполнителя, но и данные заказчика услуг.
В счёте должны быть указаны следующие сведения:
- ФИО самозанятого и его ИНН, а также адрес и контактный номер телефона;
- наименование заказчика услуг (юридического лица или ИП) и его ИНН;
- дата и номер документа;
- вид предоставленных услуг;
- сумма заказа.
Способы оплаты самозанятому: какие есть нюансы?
Заказчики могут оплачивать услуги самозанятого любым удобным способом (наличными, на банковскую карту или на расчётный счёт в банке, а также через онлайн платформы с помощью интернет-эквайринга). При этом есть некоторые ограничения и нюансы, которые юридическим лицам и ИП необходимо учитывать.
К таким нюансам относятся следующие особенности:
- Если оплата самозанятым от юридического лица проводится на банковскую карту, то исполнитель должен предоставить полные реквизиты расчётного счёта или номер карты. Юрлицо или ИП могут расплатиться с самозанятым и наличными из кассы: при условии что сумма вознаграждения внештатному исполнителю не превысит 100 тысяч рублей в течение одного месяца.
- Возможность оплаты услуг наличными заказчик и исполнитель должны прописать в договоре ГПХ.
Можно ли платить самозанятому через наличный расчёт?
Закон не запрещает платить самозанятому через наличный расчёт. Юридические лица и ИП могут любыми способами оплачивать услуги независимых исполнителей, имеющих статус плательщика НПД (налога на профессиональный доход). Самое главное — заключить с самозанятым договор ГПХ (с указанием того, что заказчик будет платить наличными) и получить чек об оплате.
Оплата самозанятому от физлица
Физлица могут проводить оплату исполнителю любым удобным способом. При этом самозанятый исполнитель обязан выдать заказчику чек, подтверждающий факт проведения платежа. Даже если у самозанятого нет кассового аппарата, он, как плательщик НПД, может принимать наличные от физлиц и ИП и формировать электронные чеки через мобильное приложение «Мой налог».
Электронный чек, также как бумажный документ, должен содержать основную информацию о платеже (сумму и наименование услуг, сведения об исполнителе и заказчике с указанием ИНН). Если данные контрагента указаны неверно, ФНС не примет такой документ для подтверждения расходов. В этом случае чек нужно будет провести заново.
Оплата самозанятому от юрлица
Как заплатить самозанятому с расчётного счёта юридического лица? Прежде всего, заказчику и исполнителю потребуется заключить договор ГПХ. Юридическому лицу необходимо будет получить от исполнителя документальное подтверждение платежа (иначе бухгалтерия заказчика не сможет подтвердить законность проведённых выплат).
Оплату самозанятому с расчётного счёта ООО и прочих юрлиц рекомендуется проводить при наличии заключённого договора. После проведения платежа самозанятый обязательно должен предоставить заказчику чек и желательно ещё подписанный акт выполненных работ.
Какие есть риски для юрлиц и ИП при оплате услуг самозанятого?
При оплате самозанятому юридические лица и ИП могут столкнуться со следующими рисками:
- Самозанятый утратил право пользоваться статусом плательщика НПД. В этом случае у юридического лица, оплатившего услуги, будут проблемы с налоговой службой.
- Отсутствует чек об оплате. Если юрлицо или ИП не получили чек, то они не смогут внести свои расходы в финансовую отчётность. При этом исполнитель может заявить, что не получал деньги за свои услуги.
- Изменение суммы сделки после проведения оплаты. Чтобы уменьшить налоговые отчисления, плательщик НПД может удалить выданный заказчику чек и провести операцию заново, указав меньшую сумму. При таком несоответствии платёжных документов у юрлица и исполнителя предприятию придётся разбираться с налоговой службой.
Итоги
Законом предусмотрена возможность как безналичного, так и наличного расчёта заказчика с исполнителем. При этом стоит помнить о документальной стороне вопроса. Договор ГПХ и чек являются главными документами при сотрудничестве с самозанятым.