Код ОКВЭД нужен официальным инстанциям. По нему они понимают, какая у ИП деятельность. Так инстанции могут собирать статистику по отраслям, выдавать льготы предпринимателям в определённых сферах и устанавливать разные страховые взносы для разного бизнеса.
Существуют конкретные цифровые обозначения для каждого из видов деятельности. Предприниматель выбирает подходящие коды ОКВЭД на этапе регистрации бизнеса. Однако, если необходимость присвоения конкретных кодов появилась позднее, их можно добавить к уже существующим.
Как подобрать код ОКВЭД
Чтобы выбрать новые коды, используйте классификатор ОКВЭД-2 — сейчас именно в нём указаны действующие коды. Полное название актуальной редакции — ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Предыдущие редакции классификаторов лучше не использовать: если указать недействительный код, ИП не зарегистрируют.
Указывать подходящий код можно и в общем виде (например, 47.71), и в детализированном (47.71.1, 47.71.2, 47.71.3 и т. д.). Оба варианта будут верны.
Если у вас несколько видов деятельности, важно определить основной код ОКВЭД — он укажет основной вид деятельности. Для этого нужно понять, что приносит вам больше всего дохода — код ОКВЭД по этой деятельности и будет основным.
Как оформить заявление на добавление нового кода ОКВЭД
Если нужно изменить ведущий ОКВЭД ИП и у вас есть работники, сперва подайте справку-подтверждение основного вида деятельности в Соцфонд. Если работников нет, обращение писать не нужно.
Далее заполните заявление Р24001. Его можно подать напрямую в налоговую или в МФЦ. При подаче в МФЦ важно уточнить, принимают ли они заявление на смену ОКВЭД.
После принятия заявления о смене видов деятельности вам выдадут справку, в которой укажут, что приняли документы.
Как заполнить заявление. Приводим алгоритм.
-
- На первом листе укажите ОГРН ИП и полное имя индивидуального предпринимателя.
- На странице 1 листа Д укажите новые коды ОКВЭД.
- Если добавляете новый основной код, исключите предыдущий. Для этого поставьте отметку на странице 2 листа Д. Если есть дополнительные коды ОКВЭД, которые вы исключаете, укажите их там же.
- На листе Е укажите контактную информацию — телефон и электронный адрес.
- Скрепите листы канцелярской скрепкой.
Если заполняете форму от руки — обязательно используйте чёрные чернила.
Если заполняете на компьютере — используйте шрифт Courier New 18 пт, строго чёрного цвета. Заявление заполняйте заглавными буквами.
Чтобы документ имел силу, вы должны подписать его в присутствии налогового инспектора. В МФЦ вместо этого могут попросить паспорт, чтобы сравнить подпись. Если вы подаёте заявление не лично (по почте или по доверенности), вам нужна нотариально заверенная подпись ИП. При подаче документов в бумажном виде поставьте отметку «1» в соответствующем поле.
Как лично подать заявление в налоговую
Для подачи формы нужно обратиться в отдел, который регистрировал ваше ИП. Альтернатива — МФЦ. Заранее уточните, оказывают ли там эти услуги, и запишитесь на приём.
Важно предоставить заявление, где будут указаны новые коды, в течение трёх рабочих дней с момента начала деятельности по ним. В противном случае заявителю грозит штраф 5 000 рублей по ст. 14.25 КоАП РФ.
Заявление подаётся лично, при себе нужно иметь паспорт. Новые виды деятельности присваивают бесплатно, платить госпошлину не нужно.
Как подать заявление в электронном виде
Заявление можно подать и онлайн через сайт ФНС России. В разделе «Государственная регистрация онлайн-бизнеса» вы можете подать документы на изменение сведений о ИП.
Чего ждать после подачи заявления
Изменения в коды внесут в течение пяти рабочих дней с момента обращения. Готовые документы направят вам либо на указанный email, либо по почте (если в заявлении есть соответствующая отметка).
Если коды в итоге сменят, то выдадут лист записи ЕГРИП. В 2024 году именно этот документ отражает виды деятельности индивидуального предпринимателя (до 2014 года эту функцию выполняла выписка).