Сейчас всё больше компаний активно сотрудничает с самозанятыми. Работа с ними выгоднее, чем с физлицами без такого статуса, по договорам ГПХ, — не нужно платить НДФЛ, взносы на ОПС, ОМС. И выгоднее, чем найм сотрудников в штат. Не всегда штатного сотрудника можно заменить исполнителем на НПД, но если это возможно, получается существенная экономия на налогах и содержании рабочих мест.
Расчёты организаций с самозанятыми отличаются от расчётов с физлицами — неплательщиками НПД или с индивидуальными предпринимателями. Расскажем об основных моментах, о которых стоит знать.
Расчёты юрлиц с самозанятыми
Как провести оплату самозанятому от юридического лица? Это можно сделать наличным и безналичным способом.
Наличный расчёт с плательщиком НПД мало чем отличается от оплаты физлицам без статуса. Он регулируется указанием ЦБ от 09.12.2019 № 5348-У. Из выручки можно оплатить, например, покупку товаров и услуг для нужд предприятия. А вот на оплату аренды помещения ООО должно снять средства с расчётного счёта, так как из выручки аренду оплачивать нельзя.
Если ваш контрагент — ИП на спецрежиме НПД, то нужно соблюдать лимит наличных расчётов (не более 100 тысяч рублей в рамках одного договора).
Но чаще всего используется безналичный банковский перевод самозанятому от ООО. Во многих случаях офис плательщика НПД находится далеко от офиса ООО и такая оплата удобнее: не нужно выдавать деньги в подотчёт из кассы и оформлять авансовый отчёт.
Безналичный расчёт ООО с самозанятым
Перевод денег самозанятому от юридического лица выполняется на карту, так как расчётный счёт плательщик НПД — физлицо открыть не может. Для перевода вам понадобятся полные реквизиты карточного счёта. Номера карты будет недостаточно.
Перевод денег самозанятому от ООО оформляется платёжным поручением. В назначении платежа укажите дату и номер договора или счёта, а также то, за какие товары, работы и услуги вы платите.
Если самозанятый — ИП, то перечислить оплату можно на расчётный счёт, а также рассчитаться с помощью торгового, мобильного или интернет-эквайринга.
Обязательно ли заключать договор?
Расчёты между юридическим лицом и самозанятым обязательно должны оформляться договором. Это оговорено в законе о самозанятости.
Мы рекомендуем оформлять договор даже в тех случаях, когда ФНС разрешает этого не делать. Имеются в виду моментальные сделки: вы получили товар или услугу и сразу оплатили. Договор послужит подтверждением договорных отношений, если самозанятый аннулирует выданный вам чек.
Не забудьте указать в договоре, что контрагент — плательщик НПД.
Чек
Самозанятый печатает чек (или отправляет в электронной форме) из приложения «Мой налог». Это единственный документ, который, с точки зрения ФНС, подтверждает вашу сделку с плательщиком НПД.
На чеке есть QR-код, по которому вы можете проверить его подлинность: ссылка должна вести на оригинал на сайте ФНС.
Чек вы должны получить:
- если самозанятый в качестве оплаты услуг от юрлица получает наличные — сразу после оплаты;
- если платили на карту или другим безналичным способом — до 9 числа месяца, следующего за тем, в котором прошла оплата.
Закрывающие документы
Акты, накладные и другие документы по сделке с самозанятым также нужно оформить. Они не заменяют чек, но необходимы для корректного бухучёта и послужат дополнительным подтверждением сделки с исполнителем.
Почему важно проверять статус самозанятого?
Перед оплатой самозанятому от юридического лица нужно проверить, актуален ли ещё статус плательщика НПД у вашего исполнителя. Многие делают такую проверку раз в месяц, но этого недостаточно. Плательщик НПД может быть снят со специального налогового режима в любой день, в том числе и сразу после вашей очередной проверки.
Он может самостоятельно отказаться от самозанятости или же превысить лимит в 2,4 млн рублей годового дохода — для вас это не имеет значения, последствия будут одинаковыми. Вам придётся заплатить налог и страховые взносы в бюджет соответственно сумме выплат лжесамозанятому.
Теоретически самозанятый при работе с юрлицами должен сообщать им о потере статуса. Однако закон не накладывает на него такой обязанности, и исполнитель может об этом просто забыть. Поэтому лучше всего проверять статус непосредственно перед платежом.
Что делать, если статус вашего контрагента потерян
Если платёж отправлен самозанятому физлицу, которое к этому моменту уже потеряло свой статус, вам необходимо:
- перечислить в бюджет НДФЛ соответственно сумме выплаты;
- уплатить страховые взносы, обязательные для договора ГПХ с физлицом: 22% ОПС, 5,1% ОМС;
- внести эти данные в отчётность.
Если сроки оплаты уже прошли, скорее всего, нужно будет заплатить дополнительно 20% штрафа за просрочку.
Работа с плательщиками НПД через специальный сервис
Как видим, в расчётах с самозанятыми есть много нюансов. Проще и безопаснее всего работать с ними через Qugo — маркетплейс, который берёт на себя не только поиск исполнителя под ваши задачи, но также выполняет функции:
- автоматического формирования всех необходимых документов;
- постоянного мониторинга актуальности статуса самозанятого;
- отслеживания сторнирования чеков и другие.