В 2025 году в маркировке рекламы нужно указывать ККТУ. Этот код заменил собой привычный ОКВЭД. Рассказываем, как разобраться в ККТУ и найти нужный код в классификаторе.
Что такое ККТУ
ККТУ это новый классификатор категорий товаров и услуг. Его используют для маркировки рекламных упоминаний в видеороликах, подкастах, сайтах и постах в соцсетях.
Что нужно знать о ККТУ:
-
- ККТУ указывают там, где раньше присутствовало поле для ОКВЭД.
- Этот код используется для маркировки с января 2025 года. Это требование Роскомнадзора.
- Код состоит из трёх частей, которые разделены точками. В этом коде зашифрована информация об общей группе товаров и услуг, основной подгруппе и конкретной продукции. Например, для садовой техники предусмотрен код 30.8.2. Он указывает на общую группу «Прочие товары и услуги» (код 30) и подгруппу «Товары для сада и огорода» (код 30.8).
- ККТУ указывают в форме для размещения рекламных креативов во время регистрации рекламы в ОРД.
- Без кода нельзя забрать токен для размещения рекламы.
- Классификатор ККТУ содержит 260 категорий, разделённых на три уровня.
- Указывает код рекламодатель. Если организация заказывает размещение рекламы, она несёт ответственность за корректность информации о товаре или услуге.
Переход с ОКВЭД на ККТУ при маркировке рекламы
Код ОКВЭД больше нельзя использовать для маркировки рекламы. Нужно использовать ККТУ. Он обязателен для получения ERID — идентификатора рекламы.
Раньше некоторые ОРД регистрировали рекламные креативы без кода ОКВЭД. Это поле было не обязательным при заполнении формы. Теперь всё изменилось. Без корректного кода ККТУ рекламодатель не сможет запустить рекламу.
Чем код ККТУ отличается от ОКВЭД:
-
- у ККТУ ограничен выбор категорий (иногда сложно подобрать нужную классификацию);
- нельзя указывать несколько кодов ККТУ (для ОКВЭД это было возможно).
Что учесть при подборе кода ККТУ вместо ОКВЭД при получении идентификатора рекламы (erid) в ОРД
При выборе кода ККТУ помните:
-
- Выбранный код классификатора должен относиться не к бизнесу в целом, а только к рекламируемому товару или услуге.
- Для одного рекламного креатива можно выбрать только один код.
- В рекламе нельзя использовать коды 1 и 2 уровня. Например, для услуги пошива одежды не получится использовать код 30.2 «Бытовой сервис» — для неё есть код 30.2.2 «Пошив одежды и обуви».
Какие сложности могут возникнуть при выборе кода ККТУ
Некоторых видов товаров или услуг нет в таблице ККТУ — например, услуга «Плавание с дельфинами» не входит ни в одну из 260 категорий.
Отсутствие нужного кода — не повод нарушать правила. Рекламу по-прежнему нужно маркировать, но при этом сами операторы рекламных данных (ОРД) не пропустят креатив без указания кода ККТУ.
Есть два варианта решения этой проблемы.
Срочный. Если рекламу необходимо запускать максимально быстро, подберите самый подходящий код из существующих. Например, если плавание с дельфинами — развлекательная услуга в дельфинарии, вы можете выбрать 5.2.11 «Досуг и развлечение (прочее)». Если подходящих вариантов совсем нет, выбирайте 30.15.1 и заполняйте поле «Описание объекта рекламирования» самостоятельно». В таком случае сохраняется риск ошибки — и в будущем возможны споры с проверяющими органами.
Надёжный. Вы можете проконсультироваться с поддержкой ОРД — специалисты регулярно сталкиваются с такими запросами, и помогут подобрать наиболее подходящий код. Но поддержка может оказаться загруженной — скорее всего, ответ придётся подождать.
Как работать с таблицей и самостоятельно подобрать ККТУ
Для работы с таблицей ККТУ надо:
-
- Определиться с объектом рекламы — товаром или услугой. Важно выбрать конкретный объект, а не обширное направление бизнеса.
- Открыть таблицу «Классификатор категорий товаров и услуг» и начать поиск с первой группы классификации. Эта общая группа, она отражает направление бизнеса. Найдите широкую категорию — основную группу рекламируемых товаров или услуг. Например, для организации, которая занимается производством натурального мыла, это будет группа «Парфюмерия и косметика» (код 15).
- Затем нужно определить подгруппу, которая соответствует рекламируемой продукции. В нашем примере это будет код 15.2 — «Средства по уходу за кожей».
- Выбрать в перечне товаров или услуг нужный пункт.
Можно ли отказаться от использования идентификатора ККТУ
Использование идентификатора ККТУ обязательно для всех рекламодателей.
Отсутствие кода классификации при размещении рекламы считается нарушением. В лучшем случае придётся пройти процедуру регистрации рекламного креатива заново.
В худшем случае за неиспользование ККТУ штрафуют:
-
- физлиц — на 30 000 — 100 000 ₽;
- должностных лиц — на 100 000 — 200 000 ₽;
- юрлиц — на 200 000 — 500 000 ₽.

Итоги
С января 2025 года рекламодатели должны указывать код ККТУ при маркировке рекламных креативов и получении токенов. Этот код теперь используют в рекламе вместо ОКВЭД.
Чтобы найти подходящий код, нужно воспользоваться таблицей «Классификатор категорий товаров и услуг». Из-за отсутствия кода или неправильного значения ККТУ рекламодатель может получить штраф.