Компания не должна платить налоги и страховые взносы за самозанятого. Но необязательные исполнители могут за неуплату лишиться статуса и создать дополнительную нагрузку на HR-департамент компании — а то и подставить заказчика под штрафы. Разбираемся, как с этим бороться.
Зачем компании заботиться о налогах самозанятых исполнителей
Неуплата НПД (налога на профдоход) вредит в первую очередь самому самозанятому: ему начислят пени и штрафы. Если нарушения повторяются, с него снимут статус плательщика НПД.
Компании это может навредить двумя путями:
-
- для реализации похожих проектов потребуется новый исполнитель, а это — нагрузка на HR-ов;
- если бизнес оплатил услуги после того, как исполнителя лишили права применять НПД, ему придётся платить налоги и взносы как за физлицо без специального статуса.
Заказчик может организовать работу так, чтобы самозанятый гарантированно уплатил налог. Тогда самозанятый вряд ли лишится статуса из-за своей невнимательности.
Для исполнителя подобный жест со стороны заказчика может быть показателем того, что он ответственно относится к исполнению своих обязательств и настроен на длительное и честное сотрудничество. В конечном счёте это улучшит имидж компании и повысит лояльность потенциальных исполнителей и сотрудников.
Правила удержания налога с самозанятых
Организация или ИП не может платить налоги за самозанятого самостоятельно: для налоговой это признак трудовых отношений.
ФНС даёт право оплачивать НПД за исполнителя третьим лицам — платформам для автоматизации работы бизнеса с самозанятыми. Чтобы стать партнёром ФНС нужно соответствовать большому количеству требований, поэтому работа через такие площадки безопасна. Такой партнёр сможет удерживать налоги с гонорара и самостоятельно их выплачивать.
Платформа становится третьей стороной сделки. Заказчик не платит налог за самозанятого сам, а потому признака трудовых отношений в таком варианте нет.
Чтобы обезопасить взаимодействие с самозанятыми, воспользуйтесь Qugo — платформа автоматически рассчитает, удержит и уплатит налог. А ещё автоматизирует документооборот с внештатниками, что позволит вам сконцентрироваться на основном бизнесе и не тратить время на бюрократию. Например, платформа подписывает с самозанятым договор и акт, а также автоматически формирует чек сразу после получения оплаты исполнителем.
Чтобы платформа могла оплачивать за самозанятого НПД, ему понадобится:
-
- Зарегистрироваться на платформе, где уже зарегистрирован заказчик, указав все нужные данные.
- Отправить из приложения запрос в «Мой налог».
- Перейти в «Мой налог» в раздел по передаче полномочий оплаты НПД партнёру.
- Подтвердить запрос на передачу полномочий.
После этого платформа будет автоматически удерживать налог с исполнителя и перечислять необходимую сумму в налоговую.

Самозанятый может передать право на уплату НПД за себя только одному партнёру, вне зависимости от количества платформ, на которых он зарегистрирован. Онлайн-сервисы предоставляют возможность автоматизировать процессы: налоговые отчисления уходят строго в срок, их сумма также рассчитывается гарантированно верно.

Выводы
Несмотря на то, что уплата налога — обязанность плательщика НПД, по желанию исполнителя эту функцию можно передать сторонней организации. Это частично застрахует заказчика от риска утери статуса исполнителя.
Чтобы делегировать такие полномочия организации или ИП, самозанятому нужно зарегистрироваться на одной из онлайн-платформ, которые позволяют передать партнёру право уплаты налога. Для этого подойдёт платформа Qugo — она оплатит налог за самозанятого, сгенерирует все нужные документы и сохранит их у себя на сервере.