Чтобы вести бизнес легально, нужно стать самозанятым, завести ИП или учредить ООО. Легализовать деятельность можно, зарегистрировав бизнес онлайн. Вам не потребуется посещать офисы и стоять в очереди — достаточно доступа в интернет.
Преимущества такого способа подачи заявления:
-
- вам не придётся платить пошлину;
- не нужно лично приходить в налоговую;
- если вы уже вносили сведения о себе при создании учётной записи, часть полей заполнится автоматически, что сокращает вероятность ошибки;
- статус заявления можно отслеживать в режиме реального времени.
Как можно зарегистрировать бизнес онлайн
В случае, если вы хотите открыть ИП или ООО, вы можете подать заявление на «Госуслугах» или на сайте ФНС. Для регистрации в качестве самозанятого также можно использовать приложение «Мой налог».
В дальнейших инструкциях мы будем рассказывать о регистрации бизнеса через «Госуслуги». У большого количества людей там уже есть аккаунты с подтверждёнными данными, и их не придётся заполнять.
Как зарегистрировать ООО через «Госуслуги»
ООО подойдёт, если вам нужно снизить риски, чтобы не нести материальную ответственность за убытки предприятия. Если учредитель не занимался налоговыми и экономическими преступлениями, арестовать его имущество и деньги нельзя.
Чтобы зарегистрировать ООО через «Госуслуги», вам понадобятся:
-
- Ваши паспортные данные и ИНН.
- УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись.
- Название и юридический адрес юрлица.
- Размер уставного капитала (не менее 10 000 рублей).
- Номер типового устава (при наличии).
- Код ОКВЭД.
- Система налогообложения.
Для регистрации ООО нужно заполнить опросник, из которого система автоматически сформирует заявление. У вас запросят данные о руководителе и будущем ООО, после чего останется проверить сформированное заявление и подписать его.
Как зарегистрировать ИП через «Госуслуги»
Вы можете вести деятельность в статусе индивидуального предпринимателя, если вы — единственный руководитель бизнеса и у вас нет соучредителей. Но перед кредиторами индивидуальный предприниматель отвечает личным имуществом.
Вам потребуются:
-
- УКЭП — усиленная электронная подпись.
- Паспортные данные.
- Для иностранца — фото документа, подтверждающего легальность пребывания в России.
ИНН. - Код ОКВЭД.
- Информация о системе налогообложения.
- При выборе ПСН (патентной системы налогообложения) дополнительно нужно сообщить адрес места ведения бизнеса, количество работников, налоговую ставку, данные объектов и транспортных средств, а также дату окончания патента.
Чтобы зарегистрировать ИП, нужно перейти на соответствующую страницу сайта «Госуслуги».
Дальше вам нужно будет указать, подтвердить или скорректировать:
-
- Паспортные данные.
- Адрес постоянной регистрации.
- ИНН.
- Телефон.
- Личную электронную почту.
- Отдельную почту для ИП.
- Коды ОКВЭД.
- Налоговый режим.
- Информацию о крестьянском хозяйстве, если вы собираетесь открывать его.
После этого останется указать, хотите ли вы получить бумажные документы, и подписать сформированное заявление.
Регистрация бизнеса для самозанятых
Самозанятость это специальный налоговый режим для микробизнеса. Обычно им пользуются те, кто оказывает услуги или производит небольшие партии уникальных товаров.
У самозанятого нет обязательных платежей. Он платит только 4–6% от суммы сделки со своим клиентом. Также ему не нужно оформлять КУДиР и подавать декларации — достаточно вовремя оформлять чеки.
Как встать на учёт в качестве плательщика НПД через «Госуслуги»
Для регистрации самозанятым вам понадобятся паспортные данные и ИНН. Укажите эту информацию во время заполнения заявления или скорректируйте то, что система заполнила самостоятельно.
Для дальнейшей работы понадобится приложение «Мой налог». В нём вы подтвердите свой запрос и сможете выдавать чеки. Чтобы не скачать вредоносное приложение, которое маскируется под «Мой налог», обратите внимание на поле «Разработчик». Там должно быть указано АО ГНИВЦ или ФНС.
Альтернатива — прямая регистрация через «Мой Налог». Вам потребуется сфотографировать паспорт и сделать селфи. Система сама заполнит заявление и пришлёт уведомление, когда вам придёт согласие или отказ. Если придёт отказ, в уведомлении напишут его причину — и вы сможете попытаться снова зарегистрироваться.

Выводы
Чтобы зарегистрировать бизнес онлайн, вы можете перейти на «Госуслуги» и заполнить соответствующие формы.
Для оформления самозанятости понадобится только ИНН и информация из паспорта.
Для оформления ИП также понадобится указать ОКВЭД и выбрать налоговый режим.
Чтобы зарегистрировать ООО, вам потребуется вся информация, которую мы указали выше, а также название и юридический адрес будущей компании, размер её уставного капитала, и номер типового устава (если применяют его).