Как обжаловать решение налоговой

Как обжаловать решение налоговой

Если вы считаете, что инспектор ФНС допустил ошибку или назначил несправедливое наказание, его решение можно оспорить. Рассказываем всё, что для этого нужно знать.

В каких ситуациях можно обжаловать решение налоговой

В любых. Такое право есть у любого налогоплательщика. Если налоговая считает, что вынесла справедливое наказание — она должна это доказать.

Но налогоплательщик должен указать причину, по которой требует пересмотреть решение.

Вот к каким основаниям вы можете апеллировать:

    • Ошибки в начислении штрафов и пеней. Если инспекция неправильно рассчитала размер платежей, это повод для обжалования.
    • Ошибки в начислении налога. Например, если налоговый орган применил неверную ставку или неправильно интерпретировал предоставленные документы.
    • Доначисление налогов на основании спорной трактовки закона. Иногда налоговая трактует определённые нормы законодательства не в пользу налогоплательщика, хотя возможно иное прочтение. Такое решение могут пересмотреть.
    • Блокировка расчётного счёта без достаточных оснований.
    • Отказ в зачёте или возврате переплаты налогов.

Возражения стоит подавать в случае любых санкций. Так можно получить дополнительные разъяснения, найти смягчающие обстоятельства или исправить ошибки. А если налогоплательщик устранил нарушения в период проверки, это тоже может быть поводом оспорить решение.

На обжалование у вас есть 1 месяц. После этого срока обжаловать решение не получится.

Как обжаловать решение налоговой

Нужно ознакомиться с актом о нарушении, который налоговая выдаст после проверки. После ознакомления вы можете подать письменное возражение в налоговую инспекцию. По закону это обязательный этап перед судом.

Его можно подать офлайн, отправить по почте или направить через личный кабинет на сайте налоговой службы. Возражение подают в ту же налоговую инспекцию, которая вынесла решение. Форма документа произвольная. Важно подробно описать свою позицию и обосновать её документами и ссылками на нормы закона.

От компании подать возражение может владелец бизнеса, а может — его законный или уполномоченный представитель. Законными считаются представители, указанные в учредительных документах организации, уполномоченными — представители, которым передали право представления по доверенности.

От частного лица подать возражение может само лицо или его уполномоченный представитель.

Как ИП реагировать на требование полиции
Рассказываем, как бизнесу взаимодействовать с госорганами

Что может сделать налоговая после подачи возражения

После получения возражений у налоговой есть месяц. За это время она должна отменить первоначальное решение, внести в него изменения или отклонить возражение.

Отклонить возражения налоговая должна обоснованно. Если обоснования нет или оно слабо стыкуется с реальным положением дел, вы можете учесть это при дальнейших действиях.

Как подать апелляционную жалобу на решение налоговой

В случае отказа можно подать апелляционную жалобу в вышестоящий орган. Она подаётся в ту же инспекцию, и уже сама инспекция перешлёт её на уровень выше.

На апелляционную жалобу есть месяц с момента получения отказа. После этого срока подать жалобу не получится.

Жалоба подаётся через ту же инспекцию, которая вынесла оспариваемое решение. Налоговая обязана в течение трёх дней с момента получения жалобы направить её и все материалы своей проверки в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба должна содержать:

    • сведения о налогоплательщике: ФИО, ИНН, контактные данные;
    • реквизиты решения, которое оспаривается: номер акта и дата регистрации;
    • причины несогласия с решением и ссылки на законодательные нормы.

К жалобе приложите все документы, подтверждающие вашу позицию: расчёты, письма, акты, выписки из бухгалтерских и финансовых документов.

Жалоба подаётся в двух экземплярах. Её подписывает налогоплательщик или его законный представитель.

Основание — ст. 139.2 НК РФ.

Что будет делать отделение налоговой после подачи апелляционной жалобы

Здесь у представителей налоговой тоже есть 1 месяц на решение.

    • Если жалобу удовлетворяют частично, то в спорную часть решения внесут изменения.
    • Если жалобу удовлетворят полностью — решение инспекции отменят.
    • Если сочтут доводы налогоплательщика необоснованными или ошибочными — оставит решение инспекции в силе.

После вынесения решения налогоплательщику отправляют письменное уведомление. После этого остаётся только арбитражный суд.

Что делать, если апелляция отклонена

Если апелляцию отклонят или жалобу удовлетворят не в том размере, на который вы рассчитывали, оспорить решение можно будет только через иск в арбитражный суд. На иск есть 3 месяца после получения отказа.

В суде рассматривают все представленные документы. Суд может привлечь экспертов и свидетелей. Разбирательство занимает до 2 месяцев, после чего выносится окончательное решение.

Актуальные новости о сотрудничестве с самозанятыми
В Телеграме мы рассказываем, что на самом деле влияет на работу с самозанятыми — читайте, чтобы быть в курсе.

Выводы

    • Изучите акт налоговой проверки и определите, какие решения можно оспорить.
    • Подайте письменные возражения в налоговую инспекцию в течение 1 месяца.
    • Если возражения не удовлетворены, подайте апелляцию в вышестоящий налоговый орган в течение 1 месяца.
    • В случае отказа подавайте иск в арбитражный суд в течение 3 месяцев.
    • Соблюдайте сроки подачи документов.
    • Подготовьте документы для обоснования своей позиции.

Поставьте оценку этой статье

5 / 5. Оценок: 2

0 комментариев
guest
Нажимая на кнопку «Оставить комментарий», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Полезное для бизнеса:
Калькулятор затрат на ФОТ
Рассчитать
Вопросы и ответы
Узнать больше
Вебинары для бизнеса
Посмотреть