Дополнительные проверки бизнеса при работе с самозанятыми в 2024 году

проверки бизнеса при работе с самозанятыми в 2024 году

С 1 января 2024 года вступил в силу новый Федеральный Закон от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». До этого момента применялся Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1, который пока ещё остаётся в силе. Рассмотрим  нововведения, которые коснутся компаний, сотрудничающих с самозанятыми гражданами, в 2024 году.

Суть нововведений: усиление контроля за применением режима НПД

Самое важное — на момент публикации этой статьи нет никакой официальной информации о мерах усиления контроля с целью противодействия теневой занятости. Любые отсылки на новые критерии контроля являются не более чем домыслами. Что известно на текущий момент?

С начала 2024 года вступил в силу новый Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации», который не менялся с апреля 1991 года. В документе действительно много нового и интересного, но нет никакой конкретики по критериям отбора организаций и ИП для мониторинга взаимодействия с плательщиками НПД. На данный момент известно лишь о создании межведомственных комиссий, которые получат доступ к данным россиян, в том числе относящимся к налоговой тайне. Другими словами, новые комиссии получат информацию о доходах и налоговых отчислениях.  Задача этих комиссий будет состоять в координации деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзов, работодателей, государственных внебюджетных фондов.

В СМИ пишут о том, что эти комиссии будут вести мониторинг компаний и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых есть подозрения, что те нарушают трудовое законодательство. На текущий момент известно лишь о том, что Минтруд подготовил проект приказа, согласно которому намерен получать от налоговых органов информацию о нарушениях или признаках, указывающих на неформальную занятость, в том числе при заключении договоров гражданско-правового характера с фактическим выполнении функций постоянных сотрудников. Изменения вступают в силу с 1 марта 2024 года и точных критериев пока не выработано, однако в некоторых изданиях нам попадалась информация о так называемых маркерах переквалификации. Например, утверждалось, что количество плательщиков НПД, с которыми взаимодействуют компании-заказчики, не может превышать 10 человек, или что суммы, которые выплачиваются исполнителям не должны превышать 20 тыс. рублей в месяц, а отношения с плательщиками НПД не могут продолжаться более трёх месяцев.

Ещё раз хотели бы обратить внимание: в новом Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации» этой информации нет, а приказ Минтруда пока существует на стадии проекта — ему только предстоит обсуждение в марте 2024 года.

Скорее всего, новых санкций предусмотрено не будет — будут применяться те, которые уже используются. Это: 

  • переквалификация договоров гражданско-правового характера в трудовые отношения;
  • штрафы;
  • доначисление налогов и социальных взносов;
  • пеня за несвоевременную уплату налогов и социальных взносов.

Как снизить риски для бизнеса

Само по себе сотрудничество с плательщиками НПД не является нарушением. Какие бы нововведения ни озвучили в ближайшее время, основной способ снижения рисков — тот же, что и прежде: необходимо соблюдать закон. Использование «схем оптимизации налогообложения», при которых трудовые отношения маскируются гражданско-правовыми договорами, является незаконным, компанию или ИП могут оштрафовать. Также придётся доплатить налоги.

Рекомендуется: 

  • привлекать плательщиков НПД на разовые проекты;
  • не использовать в договоре ГПХ и в общении с исполнителем терминологию, указывающую на трудовые отношения: напоминаем, в частности, что самозанятые получают не зарплату, а вознаграждение или оплату за услуги;
  • проверять каждого плательщика НПД перед началом сотрудничества и перед выплатами вознаграждения, чтобы убедиться, что исполнитель не утратил статус самозанятого;
  • оформлять полный пакет закрывающих документов, добиваться от плательщиков НПД чеков, подтверждающих выплату вознаграждения.

Хороший вариант — взаимодействие с исполнителями через онлайн-платформы. Многие процессы здесь упрощены и автоматизированы. Например, проверки статуса исполнителя перед каждой выплатой, формирование чеков и их отправка заказчикам выполняются в автоматическом режиме. Это помогает сэкономить время, снижает риск ошибок и уменьшает вероятность возникновения проблем, вызванных недобросовестностью исполнителя.

Как избежать проверки

Избежать проверок не получится. Но можно и нужно работать строго в рамках действующего законодательства, оперативно отвечать на запросы комиссий и проверяющих органов, предоставлять информацию, которую они требуют. Это существенно снижает риск возникновения проблем с налоговой или трудовой инспекцией и переквалификации договоров гражданско-правового характера в трудовые.

Поставьте оценку этой статье

0 / 5. Оценок: 0

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Читайте также:
Полезное для бизнеса:
Калькулятор затрат на ФОТ
Рассчитать
Вопросы и ответы
Узнать больше
Вебинары для бизнеса
Посмотреть