С 1 января 2024 года вступил в силу новый Федеральный Закон от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». До этого момента применялся Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1, который пока ещё остаётся в силе. Рассмотрим нововведения, которые коснутся компаний, сотрудничающих с самозанятыми гражданами, в 2024 году.
Суть нововведений: усиление контроля за применением режима НПД
Самое важное — на момент публикации этой статьи нет никакой официальной информации о мерах усиления контроля с целью противодействия теневой занятости. Любые отсылки на новые критерии контроля являются не более чем домыслами. Что известно на текущий момент?
С начала 2024 года вступил в силу новый Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации», который не менялся с апреля 1991 года. В документе действительно много нового и интересного, но нет никакой конкретики по критериям отбора организаций и ИП для мониторинга взаимодействия с плательщиками НПД. На данный момент известно лишь о создании межведомственных комиссий, которые получат доступ к данным россиян, в том числе относящимся к налоговой тайне. Другими словами, новые комиссии получат информацию о доходах и налоговых отчислениях. Задача этих комиссий будет состоять в координации деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзов, работодателей, государственных внебюджетных фондов.
В СМИ пишут о том, что эти комиссии будут вести мониторинг компаний и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых есть подозрения, что те нарушают трудовое законодательство. На текущий момент известно лишь о том, что Минтруд подготовил проект приказа, согласно которому намерен получать от налоговых органов информацию о нарушениях или признаках, указывающих на неформальную занятость, в том числе при заключении договоров гражданско-правового характера с фактическим выполнении функций постоянных сотрудников. Изменения вступают в силу с 1 марта 2024 года и точных критериев пока не выработано, однако в некоторых изданиях нам попадалась информация о так называемых маркерах переквалификации. Например, утверждалось, что количество плательщиков НПД, с которыми взаимодействуют компании-заказчики, не может превышать 10 человек, или что суммы, которые выплачиваются исполнителям не должны превышать 20 тыс. рублей в месяц, а отношения с плательщиками НПД не могут продолжаться более трёх месяцев.
Ещё раз хотели бы обратить внимание: в новом Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации» этой информации нет, а приказ Минтруда пока существует на стадии проекта — ему только предстоит обсуждение в марте 2024 года.
Скорее всего, новых санкций предусмотрено не будет — будут применяться те, которые уже используются. Это:
- переквалификация договоров гражданско-правового характера в трудовые отношения;
- штрафы;
- доначисление налогов и социальных взносов;
- пеня за несвоевременную уплату налогов и социальных взносов.
Как снизить риски для бизнеса
Само по себе сотрудничество с плательщиками НПД не является нарушением. Какие бы нововведения ни озвучили в ближайшее время, основной способ снижения рисков — тот же, что и прежде: необходимо соблюдать закон. Использование «схем оптимизации налогообложения», при которых трудовые отношения маскируются гражданско-правовыми договорами, является незаконным, компанию или ИП могут оштрафовать. Также придётся доплатить налоги.
Рекомендуется:
- привлекать плательщиков НПД на разовые проекты;
- не использовать в договоре ГПХ и в общении с исполнителем терминологию, указывающую на трудовые отношения: напоминаем, в частности, что самозанятые получают не зарплату, а вознаграждение или оплату за услуги;
- проверять каждого плательщика НПД перед началом сотрудничества и перед выплатами вознаграждения, чтобы убедиться, что исполнитель не утратил статус самозанятого;
- оформлять полный пакет закрывающих документов, добиваться от плательщиков НПД чеков, подтверждающих выплату вознаграждения.
Хороший вариант — взаимодействие с исполнителями через онлайн-платформы. Многие процессы здесь упрощены и автоматизированы. Например, проверки статуса исполнителя перед каждой выплатой, формирование чеков и их отправка заказчикам выполняются в автоматическом режиме. Это помогает сэкономить время, снижает риск ошибок и уменьшает вероятность возникновения проблем, вызванных недобросовестностью исполнителя.
Как избежать проверки
Избежать проверок не получится. Но можно и нужно работать строго в рамках действующего законодательства, оперативно отвечать на запросы комиссий и проверяющих органов, предоставлять информацию, которую они требуют. Это существенно снижает риск возникновения проблем с налоговой или трудовой инспекцией и переквалификации договоров гражданско-правового характера в трудовые.