Маркировка рекламы для самозанятых

Маркировка рекламы для самозанятых

С 1 сентября 2022 года в России вступил в действие закон о маркировке рекламы. С этого момента при публикации материалов, которые носят рекламный характер, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны указывать регистрационные данные и токен — уникальный номер каждого сообщения или промоматериала. О самозанятых в законе сначала ничего не говорилось. Но позже появились поправки, которые касаются плательщиков НПД. Разбираемся, нужна ли маркировка самозанятым.

Изменения в статье 8 ФЗ «О рекламе»

С 1 сентября 2023 года вступили в действие важные поправки к статье 8 закона «О рекламе». Они: 

  • устанавливают административную ответственность за отсутствие маркировки;
  • уточняют вопросы, касающиеся самозанятых.

Теперь самозанятый рассматривается в качестве рекламодателя наряду с юридическими лицами и ИП. Он имеет право самостоятельно общаться с владельцами онлайн-площадок, размещающих рекламные материалы, или операторами рекламных систем, таких как Яндекс или VK. Также он может взаимодействовать с ними напрямую.

Вводится понятие «креатив» — это любой рекламный материал вне зависимости от формата: баннер, текст со ссылкой на товар или услугу, видеоролик. SEO-статья, если она носит явный рекламный, а не информационно-ознакомительный характер, тоже относится к категории креатива. Перед публикацией на каждый креатив надо получить токен, который затем размещается в параметрах ссылки или в тексте объявления. Для этого материалы загружают в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД). Единственное исключение — стримы. Токены на них получают после публикации и вставляют в описание или комментарий.

При размещении креатива необходимо сопроводить его словом «Реклама». Его нельзя прятать, оно должно быть хорошо заметно. Также публикуются данные о рекламодателе, для самозанятого это фамилия, имя, отчество и ИНН.

Сведения о статистике просмотров и рекламном бюджете за прошедший месяц необходимо отправить в ЕРИР. На это даётся 30 дней. Например, если рекламная кампания длилась с 1 по 5 октября 2023 года, сведения о ней надо отправить до 30 ноября 2023 года.

Что является рекламой?

Нередко возникает вопрос, что считается рекламой в интернете, а что к ней не относится.

Маркировка для самозанятых обязательна, если цель публикации материала — привлечь внимание к товарам или услугам, выделить их на фоне всех прочих, заинтересовать потребителей. Необходимо маркировать: 

  • медийную, контекстную, нативную и таргетированную digital-рекламу;
  • промопосты в социальных сетях;
  • видеобаннеры и ролики в вертикальном формате;
  • перечисление товаров в формате карусели;
  • SEO-статьи и пресс-релизы, если они носят, безусловно, рекламный характер и размещены не на собственных ресурсах компании.

Необходимо уточнить, что изменения касаются интернет-рекламы. Размещение рекламных материалов в офлайне продолжает регулироваться теми законами, которые уже приняты и работают. Например, если возникает вопрос, можно ли вешать вывеску самозанятому, ответ на него будет положительным. Но плательщик НПД должен будет согласовать её размещение с собственником помещения, которое арендует, и с Комитетом по архитектуре и градостроению.

Что не является рекламой?

Не требуют маркировки: 

  • любая информация, которая не содержит указаний на объект рекламирования, не формирует интерес к товару или услуге и не направлена на продвижение товаров или услуг;
  • отзывы о товарах;
  • социальная реклама — например, материалы, посвящённые безопасности детей на дорогах или вреду чрезмерного употребления алкоголя;
  • e-mail рассылки по уже имеющейся базе клиентов — например, если самозанятый хочет рассказать им о скидках, акциях или новинках;
  • push-уведомления, которые рассылаются в приложениях;
  • информация об акциях и мероприятиях, размещённая на собственном сайте — при условии, что она не направлена на то, чтобы привлечь внимание к каким-либо конкретным товарам или услугам: например, скидка 5% на все услуги рекламой не является, а скидка 5% на ремонт ноутбуков — это реклама;
  • ролики для телевидения и радио — при условии, что они воспроизводятся в интернете в том же виде, в каком транслировались в теле- или радиоэфире;
  • информационные, справочные, аналитические материалы о предпринимателе, его товарах и услугах — например, обзоры блогеров.

Спорные ситуации рассматриваются в ФАС.

Зачем передавать данные?

Маркировка рекламы нацелена на то, чтобы сделать рынок рекламных материалов более прозрачным и упростить его регулирование. Новая система позволяет: 

  • рекламодателю — видеть, на что именно тратится его бюджет;
  • ФАС — быстро отслеживать неправомерную рекламу и снимать её с публикации;
  • ФНС — лучше контролировать налогообложение.

Открытые токены дают возможность любому, кто считает, что реклама нарушает закон, скопировать его и отправить на проверку.

Кто маркирует рекламу?

Маркировать рекламные креативы могут и рекламодатели, и рекламораспространители. В любом случае информация передаётся ОРД — оператору рекламных данных. Если самозанятый запускает рекламную кампанию самостоятельно, отправить данные ОРД должны оба участника — рекламодатель и рекламораспространитель. Если кампания организуется через посредника, например, агентство, обязанность отправки данных обычно передают ему. При этом заключается дополнительное соглашение о согласии на передачу требуемых данных.

Задача ОРД — собрать информацию от рекламодателей, рекламораспространителей и посредников, а затем передать её в ЕРИР. Список операторов рекламных данных утверждает Роскомнадзор, на данный момент в нём состоит семь организаций. Некоторые из них интегрированы с рекламными системами, что особенно удобно: достаточно добавить в рекламный кабинет информацию о себе, не дублируя её для ОРД.

Маркировка рекламы

Самозанятый может выступать в роли рекламодателя, если ему нужно продвигать свои товары и услуги. Также он может зарабатывать, предоставляя место для рекламы на своей онлайн-площадке. Например, у него есть сайт, на котором он будет размещать рекламные объявления компаний, индивидуальных предпринимателей и других самозанятых. Но в любом случае он, как и другие участники рекламного рынка, обязан передать ОРД определённые данные. Также для того, чтобы стать рекламораспространителем, ему нужно будет заключить с ОРД договор.

Оператору рекламных данных надо передать креатив и информацию о юридическом лице, ИП или самозанятом. Токен генерируется мгновенно после загрузки рекламного креатива, так как модерация не предусмотрена. Поэтому ждать его получения не придётся.

Если в объявлении или видеоролике что-либо меняется, на него надо получать новый токен. Исключение — изменение баннера, которое заключается в уменьшении или увеличении размера, без изменений текста. 

Стоит напомнить, что маркировка продукции для самозанятых, в отличие от рекламы, не требуется.

Как маркировать рекламу юридическим лицам

Юридические лица предоставляют оператору рекламных данных следующую информацию: 

  • полное наименование организации;
  • ИНН;
  • фамилию, имя и отчество руководителя;
  • контактный телефон;
  • юридический адрес.

Есть дополнительные требования для ООО — они должны предоставить ОГРН, а также для юридических лиц, которые не являются резидентами РФ.

Маркировка рекламы для ИП

Индивидуальные предприниматели должны предоставить оператору рекламных данных следующую информацию: 

  • ИНН и ОГРНИП;
  • контактный телефон;
  • вид деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Как маркировать рекламу самозанятым

У плательщиков НПД, если они выступают в роли рекламодателей, самый короткий список данных, которые они должны предоставить ОРД. Им достаточно передать: 

  • фамилию, имя, отчество;
  • ИНН.

Если самозанятый является рекламораспространителем, ему, помимо ФИО и ИНН, необходимо предоставить оператору рекламных данных место нахождения, адрес регистрации или проживания, номер телефона. Если плательщик НПД одновременно является ИП, в этот список добавляется ОГРНИП.

Штрафы

С 1 сентября 2023 года тех, кто не выполняет требования о маркировке рекламы, будут штрафовать. Размеры штрафов для самозанятых, ИП и юридических лиц различаются. Для плательщиков НПД предусмотрена административная ответственность: 

  • за непредоставление информации, нарушение сроков и недостоверность — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • отсутствие маркировки либо нарушение требований к размещению идентификатора — от 30 000 до 100 000 рублей.

При этом штрафы за несколько публикаций могут суммироваться. Например, самозанятый опубликовал одно и тоже рекламное объявление на трёх ресурсах. Если он нарушил требования, касающиеся маркировки, надзорные ведомства вправе оштрафовать его трижды.

ОРД тоже может быть оштрафован в соответствии со статьёй 14.3 КоАП РФ. За нарушения, допущенные при передаче данных в ЕРИР, и несоблюдение правил хранения информации размер штрафа составит: 

  • для организации — от 300 000 до 700 000 рублей;
  • для должностного лица — от 100 000 до 200 000 рублей.

Итоги

С 1 сентября 2023 года самозанятые наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязаны маркировать digital-рекламу и указывать при публикации рекламных материалов свои фамилию, имя, отчество и ИНН. Они должны маркировать рекламу вне зависимости от того, выступают ли они в качестве рекламодателя или рекламораспространителя. Для того, чтобы соблюсти требования законодательства, надо передать рекламные креативы и информацию о себе оператору рекламных данных (ОРД) — сейчас в списке Роскомнадзора их семь. Невыполнение требования закона повлечёт за собой штраф в размере до 100 000 рублей, причём штрафы за несколько публикаций могут суммироваться.

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Полезное для бизнеса:
Калькулятор затрат на ФОТ
Рассчитать
Вопросы и ответы
Узнать больше
Вебинары для бизнеса
Посмотреть