Самозанятые не обязаны выставлять счета на оплату, но могут это делать по просьбе заказчика. Рассмотрим, зачем нужен такой документ и как самозанятому его сформировать.
Зачем самозанятому создавать счета
По закону самозанятому не нужно выставлять счета клиентам. Формально достаточно чека. Основание — ст. 14 закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ.
На практике бизнесу приходится оформлять с самозанятыми договоры, счета и акты. Так бухгалтеры защищают компанию от претензий налоговой.
Специалисты из ФНС при проверках часто требуют доказательств того, что самозанятый получает деньги на сдельной основе, а не работает в компании. Стандартные договор, счёт и акт становятся такими доказательствами.
Мы рекомендуем предоставлять заказчику счета по его запросу. Выставить счёт можно за 5–10 минут, даже если делаете это впервые.
Что важно знать о счетах
Единой формы нет, но у заказчика могут свои требования. Счёт оформляют в свободной форме.
Главное, чтобы в счёте были:
- банковские данные заказчика и исполнителя;
- название услуг или работ;
- конечная цена, которую заказчик перечислит самозанятому.
При этом сами компании могут вести отчётность по конкретным шаблонам. Если у вашего это так — вам пришлют шаблон. Если этого не сделают, выставляйте счёт в удобной форме.
Как выставить счёт в «Моём налоге»
С 2021 года счёт на оплату можно сформировать в приложении «Мой налог». Вот небольшая инструкция о том, как это сделать.
Шаг 1. Введите информацию о сделке. На стартовой странице нажмите кнопку «Новая продажа» и заполните раздел. Введите дату продажи, название товара или услуги, и их стоимость.
Название товара или услуги лучше формулировать максимально точно — например, не «создание баннеров», а «создание 25 баннеров к рекламной кампании заказчика».
Затем следуйте алгоритму:
-
- Укажите статус контрагента.
- Заполните поля «ИНН» и «Наименование организации».
- Нажмите на кнопку «Выдать счёт».
Шаг 2. Укажите способ оплаты. Заказчик может провести оплату по расчётному счёту или по номеру телефона, привязанному к системе быстрых платежей.
Обратите внимание: безналичная оплата настраивается в разделе «Платежи». Если вы впервые пользуетесь приложением «Мой налог», рекомендуем заполнить этот раздел до начала работы со счетами и чеками.
Шаг 3. Нужен, если покупатель — физлицо. Введите контактные данные: ФИО, номер телефона, адрес электронной почты. После нажмите кнопку «Сохранить».
После этого приложение автоматически сформирует счёт. Вы можете сохранить документ в PDF или сразу же отправить его заказчику. Все выставленные счета хранятся в отдельном разделе и сгруппированы по месяцам.
Если допустить ошибку при создании счёта, отредактировать его уже не получится. Но вы можете выставить новый счёт — никаких проблем с тем, что выставленные счета не оплачены, у самозанятых не бывает.
Как выставить счёт на сайте ФНС
Здесь алгоритм похож на выставление счёта в «Моём налоге» — только интерфейс другой.
Откройте личный кабинет плательщика НПД на www.nalog.gov.ru.
1. Добавьте новую продажу в разделе «Выручка».
2. Заполните все поля с информацией о сделке.
3. Нажмите на кнопку «Выдать счёт».
4. Выберите способ оплаты и укажите данные покупателя, если выставляете счёт для физлица.
Как самостоятельно создать счёт
Если заказчик просит сформировать документ по особой форме, можно заполнить его вручную.
Для этого скачайте форму документа и введите следующую информацию:
-
- банковские реквизиты исполнителя: БИК, корреспондентский и расчётный счета;
- дату и номер счёта на оплату;
- данные поставщика и покупателя: ФИО, название, адрес, ИНН, номер телефона;
- название товара или услуги;
- сумму оплаты;
Счета выглядят примерно так:
Заполните документ, распечатайте его, подпишите и отправьте контрагенту.
Если хотите формировать и подписывать документы в электронной форме, можно воспользоваться сервисами электронного документооборота (ЭДО). Они позволяют работать со счетами без бумажной волокиты.
Ошибки при выставлении счёта
Если самозанятый допустит ошибку при создании счёта, скорее всего, бухгалтерия попросит переделать документ. В худшем случае она не заметит ошибку и подготовит некорректное платёжное поручение. Такую сделку банк может посчитать подозрительной.
На что стоит обратить особое внимание:
- реквизиты;
- наименование товара/услуги;
- сумма оплаты;
- название и ИНН компании.
Счёт сформирован: что дальше
Бухгалтерия заказчика составит платёжку и переведёт деньги исполнителю. Затем он формирует чек для этого счёта.
Чем счёт отличается от чека. Счёт не является обязательным документом, в отличие от чека, который необходим при завершении каждой сделки. Чек подтверждает получение самозанятым оплаты.
Счёт не может заменить чек, по нему не начисляется НПД. Основание — письмо ФНС от 13.01.2023 года № ЗГ-3-20/319@. Учесть сумму выплаты в расходах заказчик сможет только после получения чека.
Заключение
Плательщики НПД могут выставлять счета на оплату по просьбе заказчика.
Счета нужны юрлицам и ИП для отчётности.
Законом не предусмотрены какие-либо требования к содержанию и форме такого документа.
Самозанятый исполнитель может сформировать счёт через приложение «Мой налог», на сайте налоговой службы, с помощью специальных сервисов или вручную.
При выставлении счёта важно не допускать ошибок в данных, чтобы избежать проблем с получением оплаты.