Стать самозанятым можно онлайн или при посещении МФЦ. Для этого у вас есть:
-
- портал «Госуслуги»;
- приложение «Мой налог»;
- личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;
- банковские приложения.
В МФЦ вам нужно будет проходить ту же онлайн-регистрацию за компьютером, но там работники могут ответить на вопросы, которые возникнут у вас в ходе регистрации. Если не вышло зарегистрироваться самостоятельно, можно воспользоваться этим вариантом.
Есть и ещё один способ, который поможет в постановке на учёт — посещение банка. Здесь та же ситуация, что и с МФЦ: процедура та же, но работник банка может вам помочь.
Рассмотрим каждый вариант, обозначим плюсы и минусы, чтобы вы могли выбрать подходящий способ постановки на учёт.
Постановка на учёт через «Госуслуги»
У вас должна быть подтверждённая учётная запись на портале «Госуслуги». После входа выполните следующие действия:
-
- войдите в аккаунт в «Госуслугах»;
- перейдите на страницу регистрации самозанятого;
- нажмите на кнопку «начать», которая появится после информационной справки о специальном налоговом режиме;
- проверьте свои паспортные данные, ИНН и номер телефона, которые заполняются автоматически;
- укажите регион, в котором вы планируете вести свою деятельность;
- отправьте заявку: срок её рассмотрения составляет до 5 рабочих дней.
Этот вариант удобен для тех, кто уже зарегистрирован на «Госуслугах». А вот иностранным гражданам без ВНЖ и РВП воспользоваться им не получится.
Постановка на учёт через «Мой налог»
Здесь потребуется самостоятельно указать ИНН, паспортные данные и номер телефона. После нужно будет сделать селфи для подтверждения личности.
Чтобы зарегистрироваться как самозанятый через приложение «Мой налог», нужно:
-
- скачать приложение;
- ввести номер телефона и подтвердить его, чтобы создать учётную запись;
- указать регион, в котором планируете вести бизнес (если вы находитесь за границей, можно указать регион вашего заказчика);
- отсканировать паспорт (сделать это можно при помощи встроенных программ на смартфоне, если их нет — скачать специальный сканер), не забудьте проверить корректность заполненных данных;
- сделать селфи;
- отправить готовую заявку.
После регистрации вы можете формировать справки о самозанятости, контролировать прибыль от бизнеса и формировать чеки.
Постановка на учёт через сайт ФНС
Если вы не можете установить мобильное приложение, то можете встать на учёт как самозанятый через сайт ФНС.
В личном кабинете есть кликабельная кнопка «Самозанятый», при нажатии на которую вы попадёте в версию приложения «Мой налог» для стационарного компьютера. Заполнение заявки на применение специального налогового режима в этом случае не будет отличаться от алгоритма из предыдущего пункта.
Постановка на учёт в офисе банка
На сайте ФНС можно увидеть банки, в отделениях которых вас могут поставить на учёт в качестве самозанятого. Этот вариант подойдёт, если вам нужна помощь в постановке на учёт, или вы хотите, чтобы банк сам формировал чеки на все поступления на определённую карту.
Для перехода на самозанятость нужно установить приложение банка, поддерживающего работу с самозанятостью, и получить его карту. Из самых популярных банков можно вести самозанятость в Сбере, Т-банке и ВТБ.
Дополнительных данных предоставлять не нужно — вся информация о вас есть на сайте налоговой, и банк её запросит самостоятельно. Процедура постановки максимально проста и занимает 10–15 минут. Статус плательщика налога на профессиональный доход вы получите максимум через 5 рабочих дней (по факту — обычно быстрее).
При присвоении статуса самозанятого через банк рекомендуем не пренебрегать установкой приложения «Мой налог», хоть это и не обязательно. Банки предлагают формировать чеки и вести учёт доходов автоматически, используя историю переводов на карту, однако это не самый удобный вариант. Помимо оплат от заказчиков, на счёт могут поступать переводы от родственников и другие платежи, которые банк будет расценивать как доходы от бизнеса. Это повлечёт ошибки в отчётности и лишние налоги.
При ведении самозанятости одновременно в приложении банка и «Моём налоге» важно следить, чтобы чеки не задваивались. Чтобы избежать таких ситуаций, выдавайте их только через одно приложение.
Выводы
На сайте ФНС можно увидеть банки, в отделениях которых вас могут поставить на учёт в качестве самозанятого. Этот вариант подойдёт, если вам нужна помощь в постановке на учёт, или вы хотите, чтобы банк сам формировал чеки на все поступления на определённую карту.
Для перехода на самозанятость нужно установить приложение банка, поддерживающего работу с самозанятостью, и получить его карту. Из самых популярных банков можно вести самозанятость в Сбере, Т-банке и ВТБ.
Дополнительных данных предоставлять не нужно — вся информация о вас есть на сайте налоговой, и банк её запросит самостоятельно. Процедура постановки максимально проста и занимает 10–15 минут. Статус плательщика налога на профессиональный доход вы получите максимум через 5 рабочих дней (по факту — обычно быстрее).
При присвоении статуса самозанятого через банк рекомендуем не пренебрегать установкой приложения «Мой налог», хоть это и не обязательно. Банки предлагают формировать чеки и вести учёт доходов автоматически, используя историю переводов на карту, однако это не самый удобный вариант. Помимо оплат от заказчиков, на счёт могут поступать переводы от родственников и другие платежи, которые банк будет расценивать как доходы от бизнеса. Это повлечёт ошибки в отчётности и лишние налоги.
При ведении самозанятости одновременно в приложении банка и «Моём налоге» важно следить, чтобы чеки не задваивались. Чтобы избежать таких ситуаций, выдавайте их только через одно приложение.
Встать на учёт в качестве плательщика налога на профессиональный доход можно несколькими способами: с помощью портала «Госуслуги», приложения «Мой налог», личного кабинета на сайте ФНС или обратившись в банк.
Получить справку о постановке на учёт или сняться с учёта можно теми же способами — выбирайте, какой из них удобней для вас. После получения статуса плательщика НПД регистрировать нужно будет каждую доходную операцию, а платить налоги — раз в месяц. Чеки о получении средств нужно предоставлять заказчику.